В наше время главной целью образования и воспитания является целостное развитие ребенка как личности, что в частности предполагает заботу о его физическом и социальном благополучии, психологический комфорт, положительное самоощущение, спокойствие, равновесие и удовольствие. Человек считается основной ценностью прогрессивного общества, а забота о нем показателем уровня развития его общественного сознания.
В личностно-ориентировочной парадигме образования особенно актуализируется проблема индивидуального подхода к ребенку, учета всех факторов, влияющих на состояние его самочувствия, настроения и продуктивности деятельности. Поэтому изучение факторов, влияющих на состояние психологической комфортности ребенка важно для сохранения его здоровья и качества жизни, а также развития.
Самочувствие является общей системной характеристикой человека, которая может быть выражена как вербально: бодрое, хорошее и плохое. Так и в различных переживаниях, характеризующих состояние отдельных органов, систем и процессов, например: недомогание или дискомфорт в какой-то части тела. Хорошее самочувствие является залогом хорошего настроения человека и высокой производительности при выполнении деятельности.
Самочувствие является одним из главных факторов, определяющих качество жизни. Факторами, которые определяют самочувствие ребенка являются: здоровье, отношения с окружающими, накопления в генной памяти (чувства и эмоции пренатального периода, факторы наследственности).
Все перечисленные факторы влияют на самочувствие ребенка, но и самочувствие влияет на здоровье ребенка: долголетие, отношения с людьми, его привлекательность и успешность. Все это в ребенке взаимосвязано между собой.